Логотип АС Медиа
 



Растровые процессы

 

В фотомеханическом растрировании количество градаций серого, приходящееся на растровую ячейку, зависит от воспроизводимости изменений размеров растровых точек. Для структуры с линиатурой 60 лин/см можно предположить, что имеется приблизительно от 70 до 100 различных размеров/площадей (это означает, что диаметр точек изменяется с шагом, примерно, от 1 до 2 мкм).

Когда растровая точка составляется из отдельных пикселей, количество уровней градации определяется размером растровой ячейки, внутри которой воспроизводятся уровни градации оригинала (при линиатуре растра L в линиях на сантиметр или линий на дюйм), а также разрешением А (в dpi, т.е. точках на дюйм), с которым можно позиционировать отдельные элементы.

Согласно рис. 14, количество элементов N на растровую ячейку (уровней серого) определяется линиатурой растра L и адресностью А. N=(А/L)₂ (например, N=64 для L=150 dpi и А=1200 dpi).

Поскольку растровая ячейка может содержать максимально N пикселей, а также с учетом значения тона «пробела» (незапечатанной ячейки), можно считать, что всего в диапазоне от 0 до 100% возможно сформировать N + 1 уровень градации (т.е. при N = 64 интервал оптических плотностей составляет 1,56). При этом предполагается, что отдельные элементы растровой ячейки полностью пропечатываются и имеют только два состояния – запечатанное и незапечатанное, т.е. черное или белое.

Пример, в котором отдельные растровые точки можно передавать разной оптической плотностью (рис. 10), в частности не двумя, а пятью ее уровнями (g = 5), показан на рис. 14. Таким образом, значительно увеличивается число градаций, передаваемых элементарной растровой площадкой. Растрирование с линиатурой 150 lpi (линий на дюйм) и разрешением вывода 1200 dpi при бинарной записи (g=2) обеспечивает передачу 65 градаций (g=65). Однако, в случае записи каждого элемента пятью уровнями градаций (g=5), общее число, приходящееся на растровую ячейку, становится равным 257, что значительно улучшает воспроизведение тонового диапазона. Если в структуре изображения нет слишком мелких деталей, то возможно выполнять обработку изображения при меньших разрешениях. При работе с пятью уровнями (g = 5) возможно при разрешении лишь 600 dpi получить такое же число уровней градации на растровую ячейку (64), как и при разрешении 1200 dpi и использовании только двух уровней (g = 2) на элемент.

Связь между линиатурой, адресностью и числом градаций при цифровом растрировании

Рис. 14
Связь между линиатурой, адресностью и числом градаций при цифровом растрировании и построении изображения

В процедуре доминирующего в полиграфии языка описания страниц PostScript для амплитудно-модулированного растрирования указываются три рассмотренных выше параметра: линиатура, поворот растровой структуры и форма растровой точки. Форма растровой точки описывается «функцией точки» и исходно принимается круглой.

Теоретически при частотно-модулированном растрировании площадь изображения не разделяется на элементарные растровые площадки. Из практических же соображений при ЧМ-растрировании элементарные площадки часто определяются в самой компьютерной системе, при этом распределение отдельных точек в отдельных ячейках является случайным.

Чтобы избежать сложного математического анализа окрестных значений градации и, таким образом, сократить затраты машинного времени, формируют элементарные отдельные растровые площадки со случайным распределением точек. Однако периодичность обуславливает опасность возникновения муаровой картины.

Важнейшей качественной особенностью способа ЧМ-растрирования, возможно, является наличие в растровом изображении более естественных, плавных градационных переходов. При случайном расположении элементов отдельных точек не возникают нежелательные скопления точек (конгломераты), которые могут восприниматься глазом наблюдателя как помехи. Действительно, отдельные элементарные точки при нормальном расстоянии рассматривания являются достаточно мелкими и для большинства наблюдателей невидимыми. И наоборот, отдельные конгломераты точек в большинстве случаев немедленно детектируются глазом и выглядят как ложные узоры.

В век цифровых экспонирующих устройств АМ-растрирование с формированием точек больших размеров из маленьких отдельных элементов можно рассматривать как реликт из мира аналоговой фотографической репродукционной технологии. Именно ЧМ-растрирование следует рассматривать как идеальный способ современной цифровой репродукционной технологии. Однако на практике еще пока преобладает АМ-структура изображения. Это позволяет, например, при копировании печатных форм работать с растровыми точками максимально возможных размеров и вести формный процесс со значительно большими допусками. Из-за малых размеров растровых точек ЧМ-структура более чувствительна к влиянию помех. ЧМ-структура изображения обычно приводит к улучшению плавности передачи полутонов, однако из-за использования отдельных точек уменьшенных размеров эти изменения могут оказывать отрицательное влияние на стабильность кривых градационной передачи. Преимущество ЧМ-растрирования заключается в том, что колебания приводки красок, в особенности на равномерных многокрасочных участках, предотвращают цветовые отклонения или делают их пренебрежимо малыми.

 

<< Назад
В начало
На страницу: 1 2 3 4 5

 

С разрешения компании «Гейдельберг-СНГ»
© Heidelberger Druckmaschinen AG