Логотип АС Медиа
 



Теория цвета

 

Расчет многокрасочного репродукционного процесса для идеальных красок был бы достаточно простым. В качестве печатных красок используют пурпурную, голубую и желтую, а красный, зеленый и синий цвета получают субтрактивным синтезом основных красок. Если отметить на u’,v’-диаграмме координаты цветности идеальных основных красок и синтезируемые ими субтрактивные цвета первого порядка (красный, зеленый, синий), то окажется, что цвета основных красок лежат точно на линиях, соединяющих точки смешанных цветов. Ахроматическая точка (Е) получается соединением лежащих друг напротив друга основных и смешанных цветов. Смешение в одинаковых соотношениях количеств основных красок дает идеальный нейтральный серый цвет. Расположение и величина треугольника на u’,v’-диаграмме характеризуют цветовой охват (рис. 21). В противоположность рис. 16 здесь имеет место отображение не в x,y-системе, а в u’,v’-системе (эти отображения равнозначны, так как могут быть однозначно преобразованы друг в друга).

Координаты цветности основных цветов

Рис. 21
Координаты цветности основных цветов («идеальных красок» согласно рис. 20)
и цветов, полученных при их субтрактивном смешении («идеальная многокрасочная печать»)

Для идеальных красок преобразование значений RGB в СМY становится действительно несложной операцией. В соответствии с данной простой моделью спектральных кривых печатных красок в первых версиях языка описания страниц PostScript метод преобразования цвета базировался на соотношениях:

голубой=1,0-красный,
пурпурный=1,0-зеленый,
желтый=1,0-синий.

Черный цвет (обозначают буквой «К», от «Key Color») воспроизводится, как известно, смешением или наложением красок: красной (R), зеленой (G), синей (B) или голубой (C), пурпурной (M), желтой (Y). Создатели PostScript считали, что одинаковые количества трех основных красок должны давать идеальный нейтральный серый цвет. Следовательно, максимально возможное количество черной краски на цветоделенном изображении можно рассчитать по наибольшему количеству основных красок. Эти допущения были настолько далеки от практики, что при использовании в технологии многокрасочной репродукции систем PostScript первого поколения результаты цветовоспроизведения оказались неудовлетворительными. Это было исправлено в дальнейших версиях системы.

По аналогии с выбором идеальных основных красок для репродукционных процессов осуществляется подбор идеальных цветоделительных светофильтров, которые должны быть согласованы с основными красками. Это требование, по меньшей мере, приложимо к аналоговому фотомеханическому репродуцированию, в котором невозможны другие глубокие преобразования цвета (такие, например, как в системе управления цветом). Тем не менее, поскольку приближение к идеальным основным краскам не реализуется на практике, теоретическое рассмотрение идеальных цветоделительных светофильтров можно этим и ограничить.

В действительности, применяемые на практике печатные краски – лишь несовершенное приближение к идеальным. На рис. 22 показаны характерные спектральные кривые реальных основных красок многокрасочного полиграфического синтеза вместе с П-образными профилями идеальных красок. Можно видеть, что реальные основные краски отражают или поглощают не в отдельной части спектра; имеются также нежелательные побочные спектральные эффекты. Из этого следует, что в многокрасочной репродукции теоретически возможный цветовой охват недостижим.

Спектральное распределение печатных красок

Рис. 22
Спектральное распределение (коэффициент спектрального отражения)
печатных красок многокрасочной печати

Кроме того, аддитивное и субтрактивное смешение дает на репродукции неодинаковый цвет, что ведет к дисбалансу в автотипном (растровом) синтезе изображения. Фактом является и то, что нейтральный серый цвет нельзя получить одинаковыми количествами основных цветов (в цветоделенных изображениях), а значения RGB нельзя перевести в значения CMY простым преобразованием.

На практике оказалось, что определенная комбинация неравных частей основных красок в стандартизированной офсетной печати дает нейтральный серый (например, в плоской офсетной печати относительные площади растровых точек цветоделенных фотоформ для относительно темно-серого цвета составляют: голубая – 70%, пурпурная – 60%, желтая – 60%, или для более светло-серого цвета: голубой – 24%, пурпурный – 18%, желтый – 18%). Эти данные принимаются во внимание как характерные колориметрические свойства реальных печатных красок и полезны для контроля специфического параметра – баланса по серому. Конечно, эти данные нельзя непосредственно переносить на другие триады и способы печати, что было бы возможно при использовании идеальных красок.

Оптимальное использование основных (триадных) красок обобщенно должно удовлетворять следующим требованиям:

• спектральные свойства, относящиеся к отражению или поглощению основных красок, должны максимально приближаться к свойствам идеальных красок;
• цветовые координаты основных красок должны выбираться так, чтобы получить возможно наибольший цветовой охват;
• равные количества основных красок должны давать при аддитивном и субтрактивном смешении цвета в печати ахроматические тона, которые бы максимально приближались к нейтральному серому (при идеально белом запечатываемом материале);
• цвета, получаемые в результате смешения первого порядка (дополнительные), должны находиться в цветовом круге как можно ближе к середине отрезков, соединяющих точки цветов основных красок в цветовом круге (цветовом пространстве).

 

<< Назад Вперед >>
В начало
На страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 

С разрешения компании «Гейдельберг-СНГ»
© Heidelberger Druckmaschinen AG