Логотип АС Медиа
 



Теория цвета

 

Черная краска

Выше черная краска упоминалась лишь как составная часть цветовой системы CMYK, но не были даны конкретные сведения, касающиеся получения цветоделенного изображения для черной краски (рис. 19).

Черная краска в основном используется в многокрасочной репродукции для того, чтобы уменьшить технологические издержки печати тремя цветными красками для получения черных или серых тонов. Для формирования ахроматической шкалы непосредственно используется черная краска, что позволяет экономить дорогостоящие цветные и стабилизировать печатный процесс, т.е. сделать его менее чувствительным к колебаниям количества отдельных красок.

Существует много способов управления цветоделенным изображением для черной краски, т.е. замены сочетания голубой, пурпурной и желтой четвертой краской – черной:

• UCR – хроматическая комбинация с вычитанием цветных красок в темных участках;
• GCR – ахроматические тона печатаются либо полностью, либо частично вычитанием цветных красок изпод черной;
• UCA – ахроматические тона печатаются с добавлением цветной краски.

Эти процессы будут описаны ниже в примерах хроматических композиций (на рис. 24 приведены условные для наглядности примеры, не претендующие на метрологическую точность).

Примеры получения цветоделенного изображения

Рис. 24
Примеры получения цветоделенного изображения на примере коричневого цвета в многокрасочной печати:
а хроматическая композиция;
б хроматическая композиция с вычитанием цветных красок из-под черной (UCR);
в ахроматическая композиция (с полным вычитанием ахроматической составляющей GCR);
г ахроматическая композиция с добавлением цветных красок (UCA).
Примечание: изображение служит для объяснения принципов и не является метрологически точным

Хроматическая комбинация. В этом случае все цветовые оттенки получают цветными красками: голубой (C), пурпурной (M) и желтой (Y). Черная краска (К) также может использоваться для улучшения передачи градации в тенях изображения и для лучшей проработки контуров. Темные цветовые тона получают смешением трех основных цветных красок.

Если, например, необходимо получить более темный голубой оттенок, то добавляют в соответствии с необходимой степенью потемнения определенное количество пурпурной и желтой красок. Однако их количество должно быть заметно меньше, чем голубой. Это количество пурпурной и желтой красок, добавленных к определенному количеству голубой, придает голубому участку темный оттенок. Дополнительные пояснения можно дать с помощью примеров. Коричневый цвет, изображенный на рис. 24,а, был получен с помощью 70% голубой, 80% пурпурной и 90% желтой красок. Суммарное количество красок составляет 240%. Черная краска не используется. Однако из-за большого количества цветных красок достаточно трудно стабилизировать баланс по серому.

Коричневый цвет, показанный на рис. 24,а имеет хроматическую и ахроматическую составляющие. Ахроматическая составляющая сформирована голубой, пурпурной и желтой красками, взятыми в количестве 70% каждая. При наложении эти краски дают цвет, близкий к серому. Оставшееся количество пурпурной (10%) и желтой (20%) красок образуют хроматическую составляющую.

Хроматическая комбинация с вычитанием цветных красок. Вычитание цветных красок (UCR – Under Color Removal) – это один из вариантов хроматической комбинации, в которой ахроматическую составляющую частично заменяют черной краской. Предположим, что на данном (рис. 24) примере должно быть проведено 30%-ное вычитание цветных красок для получения коричневого цвета. При этом ахроматическая составляющая, состоящая из голубой, пурпурной и желтой красок, по отношению к 70, 80 и 90 уменьшается на 30% и заменяется соответствующим количеством черной краски. В результате общее количество красок составляет не 240%, как ранее, а лишь 180% при сохранении цветового тона. Это существенным образом облегчает работу печатника, так как уменьшается риск отмарывания (перехода краски на оборотную сторону оттиска в стопе) и становится легче поддерживать цветовой баланс (рис. 24,в).

Ахроматическая комбинация. В противоположность рассмотренному выше случаю вся ахроматическая составляющая заменяется черной краской (GCR – замена ахроматической составляющей). Таким образом, темные цвета формируются не за счет использования дополнительных красок, а исключительно посредством черной краски. В приводимом примере коричневый цвет при использовании этой технологии образован только пурпурной, желтой и черной красками (рис. 24,с). Общее количество красок составляет 100%. В результате значительно уменьшается количество голубой, пурпурной и желтой красок по всему изображению, печатный процесс становится стабильнее, закрепление краски значительно улучшается.

Ахроматическая композиция с добавлением цветных красок. Добавление цветных красок (UCA – Under Color Addition) – вариант ахроматической композиции. Если плотность черной краски недостаточна для усиления нейтрально-серых теней изображения, в ахроматическую составляющую вновь вводят голубую, пурпурную и желтую краски. При этом уменьшают количество черной краски (например, на 25%, как показано на рис. 24,г). Эта технология сегодня широко распространена и оправдала себя на практике. При использовании данного метода качество печати соответствует качеству изображения.

 

Многокрасочная HiFi-репродукция

Для расширения цветового охвата в многокрасочной печати с целью максимального приближения к охвату, который доступен зрительному восприятию человека, а также к охвату цветного высококлассного монитора или цветной фотографии, в некоторых случаях вдобавок к голубой, пурпурной, желтой и черной (C, M, Y, K) применяют краски дополнительных к ним цветов, т.е. красную, зеленую и синюю.

Печать, полученную, например, в семикрасочной листовой офсетной машине, называют HiFi-репродукцией (высококачественной многоцветной репродукцией). На рис. 25 для сравнения в стандартизированном цветовом пространстве CIE показан достижимый при использовании данной технологии цветовой охват (рис. 6, 16).

Использование даже шести красок, т.е. двух дополнительно к голубой, пурпурной, желтой и черной, приводит к заметному увеличению цветового охвата. Поэтому к HiFi-репродукции относится также и технология «Hexachrome», использующая такие специальные краски, как оранжевая и зеленая.

Цветовой охват HiFi-печати

Рис. 25
Цветовой охват HiFi-печати на диаграмме цветности CIE (x, y, z)
(система: голубой, пурпурной, желтой + красной, зеленой и синей красок в сравнении с охватом обычной многокрасочной печати).

Примечание: изображение служит для принципиального объяснения и не является метрологически точным

 

<< Назад
В начало
На страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 

С разрешения компании «Гейдельберг-СНГ»
© Heidelberger Druckmaschinen AG