Логотип АС Медиа
 



ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Оглавление

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

А
Описатель формата стандартных листов бумаги основного ряда А. В ряду А – 13 классов. Каждый формат обозначается буквой ряда и цифрой класса.
А1 (594х840 мм)
А2 (420х594 мм)
А3 (297х420 мм)
А4 (210х297 мм)
и т.д.

Большее число класса говорит о меньшем формате.

Аббревиатура
Сокращенное слово или словосочетание. Например:

• инициальная (АСУ – автоматизированная система управления);
• сложно-сокращенное слово (колхоз – коллективное хозяйство);
• графическое сокращение («т.д.» – так далее; «т.е.» – то есть);
• смешанное сокращение (БелАЗ – Белорусский автомобильный завод).

Абзац
• По-немецки «Absatz» означает «отступ». Обычно так называют небольшой блок текста, который заключает в себе сверхфразовое единство и выраженный зрительно.
• Самая мелкая структурно-композиционная единица текста, графически обозначаемая в наборе абзацным отступом, обратным абзацным отступом или неполной концевой строкой.
• Часть текста (сложное синтаксическое целое), представляющая собой смысловое единство. Может быть оформлен не только отступом, но и пробельной строкой, выделением первой буквы, новострочием без отступа, втяжкой всех строк, кроме первой, и др.

Абзацная строка
Начальная строка с абзацным отступом.

Абзацный отступ
• Обозначение начала абзаца с помощью левосторонней втяжки его начальной строки.
• Отступ в начале первой строки абзаца. Обычно рекомендуется размер отступа, равный расстоянию между строками, но не менее кегля.
• Отступ по левой линии набора, которым определяется начальная строка текста. Размер отступа зависит от кегля шрифта, формата полосы набора и размера межстрочных пробелов.
• Пробел слева в начале первой строки текста, объединенного единой мыслью, темой, идеей, сюжетом. Должен быть одинаковым для текста всего издания, независимо от размера (кегля) шрифта. Абзацный отступ отсутствует в, так называемом, безабзацном наборе, где абзац обозначается только концевым пробелом. Существует обратный абзацный отступ.

Абразивность запечатываемого материала
Свойство поверхности запечатываемого материала (бумаги, картона, жести и пр.) нарушать (царапать) поверхность печатной формы при контакте в процессе печатания. Оказывает отрицательное воздействие на печатную форму, в основном, при контактных способах – высокой и глубокой печати.

Абрис
В полиграфии – контурная линия, указывающая границы отдельных красок или оттенков в цветном изображении. В литографии абрис наносится на желатиновую пленку и переводится на литографский камень.

Абсорбционная способность
Способность бумаги или картона поглощать или удерживать жидкость, с которой они находятся в контакте. По стандартному методу испытания можно определить степень или скорость поглощения.

Авантитул
• Первая страница двойного титульного листа. Позволяет разгрузить основной титульный лист. На авантитуле обычно размещают надзаголовочные данные, иногда – выходные данные, издательскую марку, фамилию автора и заглавие. Другое название авантитула – фортитул.
• Первая страница книжного блока, расположенная перед титульным листом. Один из титульных элементов декоративно-композиционного назначения, используемых при оформлении книги. Содержит часть выходных сведений: издательскую марку, марку серии, реже эпиграф, посвящение, девиз.

Авто корректура
Полуавтоматическая или автоматическая корректура на стадии компьютерного набора текста до вывода пополосного оригинала на бумагу (вывод твердой копии) или пленку (вывод фотоформ).

Автографическая книга
Рукописная книга, оформленная и изготовленная самим автором. Разновидность авторского издания.

Автография
Устаревшее название автолитографии.

Автолитография
Старый способ изготовления литографских печатных форм: рисунок, выполненный жирным карандашом или специальными чернилами на бумаге, переносится под давлением на литографский камень, алюминиевую или цинковую пластину. В отличие от репродукционной литографии, в которой печатную форму с оригинала художника изготовляют полиграфисты, здесь рисунок изготавливает сам художник.

Автомат или марка
Жаргонное обозначение механизма бокового равнения бумажного листа офсетной листовой печатной машины. Отсюда идут выражения «сторона автомата» или «автоматная сторона бумаги» в отличие от допустимого термина «правильная сторона» или «верная сторона» бумаги. Если Вы печатаете тираж в одной типографии, а дополнительную обработку делаете в другом месте, то Вам необходимо знать «верную сторону» (другое название – «верный угол»).

Авторская корректура
Чтение автором корректуры своего произведения, готовящегося к изданию. Как правило, это делается без вознаграждения, в согласованные сроки.

Авторская печатная форма
Созданная художником печатная форма (эстамп, офорт, линогравюра и пр.), используемая для печатания художественных авторских работ.

Авторская правка
Правка, внесенная автором или составителем литературного произведения в верстку в отступление от текста оригинала.

Авторский лист
Единица измерения объема литературного или любого другого произведения, принятая для учета труда авторов, переводчиков, редакторов, корректоров и др., равная (в России) 40 000 печатных знаков, 700 строкам стихотворного текста или 3000 кв.см иллюстративного материала. Объем а.л. принято считать равным 22 страницам машинописного текста на русском языке при условии емкости страницы 1800 знаков. Печатными знаками считаются буквы, знаки препинания, цифры, различные символы, а также пробельные расстояния между словами. В случаях компьютерного набора текста объем в авторских листах определяется самой программой при условии выключки строк.

Авторский экземпляр
Экземпляр изданного произведения, который выдается автору произведения издателем.

Автосклейка
Автоматическая склейка бумажных полотен при смене рулонов без остановки рулонной печатной машины.

Автотипия
Способ воспроизведения полутоновых оригиналов путем преобразования полутонового изображения в микроштриховое при помощи полиграфических растров или специальных компьютерных программ и использования способа автотипного синтеза цвета, применяемого в полиграфии при воспроизведении цветных полутоновых оригиналов. Процесс анализа – цветоделения цветных изображений – проводится фотографическим способом (с использованием растров), электронным методом (с использованием программных и аппаратных средств). При этом эффект полутонов сохраняется благодаря тому, что темные участки оригинала воспроизводятся более крупными растровыми элементами, а светлые – более мелкими.

Автотипный синтез цвета
Воспроизведение цвета в полиграфии, при котором цветное полутоновое изображение формируется разноцветными растровыми элементами (точками или микроштрихами) различных размеров и форм с одинаковой светлотой отдельных печатных красок, но разным характером их наложения (смешанный аддитивно-субтрактивный синтез цвета). Аддитивный синтез цвета – воспроизведение цвета в результате оптического смешения излучений базовых цветов (красного, зеленого и синего – R, G, В). Используется в мониторах издательских систем при создании цветных изображений на экране, а также при автотипном синтезе цвета в полиграфии.

Автоцинк
Цинкографское клише, которое после типографского изготовления подгравировано вручную художником, создавшим оригинал в расчете на такую подгравировку.

Агат
• Шрифт кеглем 5,5 пунктов.
• Единица используемая для измерения высоты колонки, равная 0,071 дюйма.

Аграф
Застежка в виде пряжки или крючка в книжных переплетах.

Адгезия
Слипание поверхностей твердых тел и жидких веществ при их контакте. В полиграфии большое значение имеет адгезия печатной краски к печатной форме и к бумаге, к свежему слою краски на многокрасочном оттиске при многокрасочной печати и пр.

Адденда
• То же, что дополнение.
• Адденда, дополнение; приложение (к книге).
• Список опечаток.

Аддитивный синтез цвета
Воспроизведение цвета в результате оптического смешения в пространстве излучений базовых цветов (красного, зеленого и синего – R, G, В). Используется при создании цветных изображений на экране электронных устройств (телевидение, мониторы компьютеров издательских систем), возникает на отдельных участках оттиска (в светах изображения, где наложения друг на друга разноцветных растровых элементов вследствие их малых размеров менее вероятны) при автотипном синтезе цвета.

Адсорбционная способность запечатываемого материала
Свойство материала поглощать и удерживать своим поверхностным слоем печатную краску, увлажняющий раствор, печатный лак и др., с которыми он находится в контакте в процессе печатания или лакирования.

Аквантина
Разновидность офорта, при которой на печатной форме получают ровные плоскости различной силы тона.

Акватинта
Вид углубленной гравюры, полученной травлением кислотой металлической пластины. Рисунок, выполненный на кальке, переносят на пластину, как правило, накалыванием и слегка травят, затем припудривают порошком смолы с канифолью и подогревают. При этом на пластине образуется мелкое, так называемое, акватинтное зерно. Далее пластину травят в несколько приемов с выкрыванием – от светлых тонов к темным. Создается эффект, близкий к полутоновому рисунку. Этот способ часто применяется в сочетании с офортом, которым воспроизводятся контурные линии и мелкие детали изображения. Может быть использована в качестве печатной формы. Существует несколько способов получения акватинты.

Акватипия
Печатание изображений, например, способом высокой печати, водной обезжиренной печатной краской. Оттиски напоминают акварель.

Акклиматизация бумаги
Приведение влагосодержания печатной бумаги в равновесное состояние с влажностью окружающего воздуха. Как правило, бумагу выдерживают не менее суток в печатном цехе в подвешенном состоянии или в небольших стопах. Рациональнее выполнять акклиматизацию в специальных помещениях.

Акклиматизация печатной краски
Приведение температуры печатной краски в равновесное состояние с температурой окружающего воздуха для обеспечения правильного проведения печатного процесса. Краска должна быть доставлена в цех не менее чем за 24 часа до начала печатания тиража. Не рекомендуется загружать в красочный ящик печатной машины краску, только что доставленную из холодного помещения, так как при печатании холодной краской возможно перетаскивание краски на оборотную сторону верхнего оттиска в стопе.

Актиничное освещение
Лучистая энергия, оказывающая фотохимическое воздействие на светочувствительный приемник. Степень воздействия зависит как от спектрального состава светового потока, так и от спектральной чувствительности фотоприемника (фотослоя, фотополимера). Освещение, являющееся актиничным для одного материала, может быть неактиничным для другого. Актиничность является мерой воздействия освещения сложного состава на фотоприемник. Фотоактиничное освещение непосредственно связано с интегральной светочувствительностью фотоматериала.

Акут
• Заостренный знак над буквой, который указывает на произносительное или логическое ударение.
• Диакритический знак в виде ударения.

Акцент
Графический знак над буквой, обозначающий ударение или указывающий характер произношения буквы;
значок клиновидной формы над буквой, указывающий на ударение, повышение голоса, протяжение гласной.

Акцентуация
Выделение в тексте ударных гласных диакритическими знаками – акцентами.

Акценты
(От лат. accentus – ударение) Дополнительные знаки в алфавитах некоторых языков, употребляемые над или под буквами, указывающие на передачу буквой иного звучания.

Акцидентные шрифты
Шрифты, предназначенные для выделения (акциденции), использования в заголовках и т.п.

Акцидентный набор
Изготовление наборных печатных форм для печатания бланков, аттестатов, грамот, пригласительных билетов, свидетельств, меню, различных объявлений. Этот вид набора очень разнообразен и сложен, включает в себя не только шрифтовые, но и художественно-оформительские элементы, выделения.

Акцидентный шрифт
«Особые шрифты для особых целей» – это ли не определение акцидентных шрифтов? В предыдущем поколении они кичились чистой геометрией, аллюзиями, романтическими мотивами. Ныне в моде «загрязнение», мотивы грубого шрифтового быта, классические формы, доведенные до абсурда.

Акциденция
• Заказ на небольшую полиграфическую работу.
• Печатная продукция или ее элементы, выполненные посредством акцидентного набора, т.е. особо сложного набора с применением шрифтов разных гарнитур, кеглей и начертаний, линеек, рамок, наборных украшений.
• Художественные полиграфические работы (бланки, объявления, афиши, визитные карточки, пригласительные билеты и др.), в дизайне которых используются разнообразные декоративно-оформительские элементы, такие как шрифты, линейки, орнаменты и предметно-сюжетные украшения.
• Этим термином называли мелкие не книжные формы (бланки, объявления, афиши, визитные карточки, пригласительные билеты и др.), целью которых является не столько информативность, сколько привлекательность.
• Малообъемная листовая печатная продукция (объявления, афиши, грамоты и др.), для оформления которой используются разнообразные декоративные шрифты, орнаменты, линейки, особые приемы расположения строк текста и т.п.

Аллигат
(от лат. alligo – привязываю) Перевертыш включающий в себя два издания, каждое из которых начинается со своей стороны, для чтения каждого произведения надо перевернуть.
• см. книга с двойным входом.

Алфавит
Упорядоченная особым образом система графических знаков, изображающих отдельные звуковые элементы языка. Алфавитом называется и сам порядок букв, установленный для данного языка.

Альбертотипия
устаревшее название фототипии.

Альбом
• Книжное или комплектное листовое издание с репродукциями картин, рисунков, чертежей, фотоиллюстраций, карт. Альбом может содержать вступительную статью, подрисуночные подписи, пояснительный текст, библиографию и пр. По целевому назначению альбомы могут быть научными, научно-популярными, производственными, учебными и пр.
• Собрание репродукций, фотографий, чертежей и т.п., изданных в виде книги, часто с пояснительным текстом.

Альбомная ориентация
Расположение страницы, при котором ее ширина превышает высоту.

Альбомное расположение полосы
Полоса издания, у которого ширина больше высоты.

Альбомный спуск
Размещение полос на печатной форме, при котором корешок издания располагается по короткой стороне страницы, в отличие от обычного спуска. В результате получается брошюра или книга, скрепленная по короткой стороне листа.

Альбомный формат
Формат, у которого ширина больше высоты.

Альграфия
Устаревшее название способа плоской печати непосредственно с алюминиевых печатных форм без использования промежуточного звена – офсетного цилиндра печатной машины (разновидность литографии).

Альманах
• Разновидность коллективного сборника. Непериодическое издание.
• Сборник литературно-художественных, публицистических, исторических и других произведений разных авторов.

Амбалаж
(От фр. emballage – упаковка) Плотная бумага, в которую упаковывают рулон печатной или иной бумаги.

Амперсанд
• Специальный символ (&) обозначающий союз «и». Символ является видоизмененной лигатурой ET, что по латыни означает «и» («and per se and»). Один из первых случаев применения – в римской рукописи, датированной 75 годом н.э.
• Знак &.

Анаглифическая печать, стереоскопическая печать
Способ воспроизведения объемных изображений на плоскости полиграфическими средствами. Суть его состоит в изготовлении двух изображений одного объекта, сфотографированного с двух точек, разнесенных в пространстве. Оба изображения печатают на одном листе, каждое своей краской (синей и красной) и с линейным смещением относительно друг друга. Рассматривают полученный двухкрасочный оттиск через цветные очки (для каждого глаза свой цвет). Суммарное изображение на оттиске воспринимается объемным коричнево-черным на светлом фоне.

В настоящее время широко применяется другой способ воспроизведения стерео-изображений – с помощью лентикулярных решеток. Изображения для левого и правого глаза разделяются на мелкие, чередующиеся вертикальные полосы. Эти полосы, соответственно, преломляются гранями лентикулярной решетки. Таким же образом получают варио-изображения – в этом случае берутся два разных изображения. При рассматривании варио-изображения под разными углами, картинки «перетекают» одна в другую.

Аналоговая цветопроба
Выборочный оттиск какой-либо части будущего тиража, изготовленный с цветоделенных фотоформ на специальном оборудовании (путем засветки специальной пленки и последующим ее наложением на основу). Цветопроба является ориентиром для типографии, в которой будет печататься тираж. Как правило, не является контрактной.

Аналоговый (Analog)
Термин, который сейчас в технике обозначает «нецифровой» вид чего-либо. В полиграфии он в противоположность «цифровым» методам описывает некомпьютерные процедуры физической обработки непрерывных материалов типа бумажной страницы, пленки, прозрачной бумаги, а также передачу данных в нецифровом виде (например, в виде амплитудно-частотных сигналов). Цифровой же способ превращает любой вид информации (текст, изображение, звук) в число и далее в биты и в таком виде производит его обработку, передачу и хранение.

Английская линейка, усики
Короткая наборная линейка, утолщающаяся к середине и сходящая «на нет» у концов. Как заставка или концовка держит ось зеркальной симметрии, создавая иллюзию середины страницы.

Английская строка
Способ группировки строк, при которой каждая последующая строка смещается в одну сторону по отношению к предыдущей, как правило, вправо.

Англо-американская система
Типометрическая система, применяемая в Америке и Великобритании. Разработана ок. 1878 года Нельсоном Хоуксом (Nelson Hawks). Кроме величины пункта (1 пункт равен 0,352 мм), отличается от системы Дидо использованием пики для измерения элементов полосы набора.

Анизотропия бумаги
Различия в физических и технологических свойствах бумаги, как по ширине и длине, так и по верхней и сеточной сторонам листа.

Анилиновая печать
см. Флексографская печать (устаревшее).

Анилоксные валики
Цилиндры, на поверхности которых выгравированы или созданы любым другим способом одинаковые по форме и глубине ячейки, образующие регулярную и плотную по упаковке структуру.

Анилоксный красочный аппарат
Устройство, передающее печатную краску на печатную форму посредством анилоксного красочного валика. Красочный аппарат состоит из двух-трех валиков, очень компактен (его называют еще «коротким» красочным аппаратом). Он обеспечивает равномерную подачу и накат краски на печатную форму, исключает шаблонирование при печатании. Его недостаток – затруднена местная (зональная) регулировка подачи краски.* Используется в машинах флексографской печати, одновременно ведутся работы по оснащению такими аппаратами офсетных машин для печатания газет.

В настоящий момент данный красочный аппарат используется в офсетной листовой печатной машине Speedmaster SM 52 Anicolor производства компании Heidelberg.

*как правило, зональная регулировка не требуется, в виду того, что неиспользуемая краска «возвращается» обратно в кипсейку. – Прим. ред.

Анилоксный красочный валик
Цилиндр с выгравированной на его поверхности специальной растровой структурой с углубленными ячейками, которые забирают краску из красочного ящика и передают ее стабильным и равномерным слоем на печатающие элементы печатной формы.

Аннотация
Краткая характеристика произведения или издания, раскрывающая его назначение, содержание, форму и др. особенности. Важным элементом справочного аппарата издания является прикнижная аннотация, содержащая предварительные сведения о содержании книги. Помещается на обороте титула. Средний объем аннотация – 600 печ. знаков.

Аннотированный указатель
указатель, содержащий краткие определения или пояснения слов: терминов, имен и др.

Анодное оксидирование
Способ создания на поверхности алюминиевых формных пластин оксидной пленки, обладающей большой механической прочностью и высокой адсорбционной способностью. Повышает тиражестойкость печатных форм, изготовленных на этих пластинах. Анодному оксидированию подвергают как зерненные, так и гладкие алюминиевые формные пластины.

Анонимное издание
Издание, выпущенное в свет без имени автора, обозначения издательства, места, года издания.

Анопистографическая книга
Рукописная или печатная книга, текст и иллюстрации которой помещены только на одной стороне листа.

Антиадгезионная бумага
Бумага, обработанная кремнийорганическими соединениям, для упаковывания и прокладок липких продуктов.

Антиква
Шрифт латинской алфавитной системы, ведущий начало от гуманистического письма Ренессанса и римских надписей на камне. Особую роль играют засечки. Противопоставлялась готическому шрифту, ошибочно принималась за подлинный шрифт античности. Антиква появилась в конце XV в. в Италии.

Антикоррозионная упаковочная бумага
Бумага с водостойким покрытием, иногда без него, содержащая ингибиторы коррозии, для защиты металлических изделий от атмосферной коррозии.

Антиоксиданты
см. Замедлители высыхания краски.

Антисиккативы
см. Замедлители высыхания краски.

Антология
• Вид коллективного сборника, чаще всего поэтических произведений;
• Сборник избранных произведений, принадлежащих разным авторам и подобранных по определенному признаку (проза, стихи) или на определенную тему.

Апекс
Треугольное сочленение в верхней части буквы, включая засечку.

Апостроф
Разделительный знак в виде запятой над строкой, употребляющийся для обозначения пропуска гласного. Применяется в иностранных словах. В русской орфографии замена твердого знака апострофом недопустима.

Аппарат издания
Дополнительные к основному тексту издания справочно-вспомогательные материалы, облегчающие читателю пользование книгой или обеспечивающие более глубокое понимание ее содержания.

Аппарат книги
Дополнительные тексты, включаемые в книгу для создания читателю наиболее благоприятных условий пользования ей.

Аппликация
Получение плоско-выпуклого красочного изображения с одновременной высечкой по контуру рисунка тонкой окрашенной непрозрачной полимерной пленки. Применяется для оформления рекламных изданий.

Аппликация на переплетной крышке
Прикрепление к переплетному материалу рисунка, высеченного по контуру из другого материала, отличающегося, например, по цвету, фактуре.

Апрош
(От фр. approche – подход, приближение) Пробел между словами в тексте издания. Иногда термин используют для обозначения пробелов между буквами. В старых изданиях встречается термин «аппрош».

Арабские цифры
Перенесены в Европу арабами в XIII в. Получили широкое распространение со второй половины XV в. По начертанию разделяются на Oldstyle и Lining. Oldstyle – цифры старого начертания, имеющие верхние и нижние выносные элементы. Используются при наборе цифровой информации внутри строки. Обычно включаются в расширенный набор знаков шрифта. Lining – Используются в таблицах и во всех остальных случаях, когда они не находятся среди строчных букв. Цифры нового начертания, не имеющие верхних и нижних выносных элементов. Собственно, цифры в их привычном современном начертании.

Арабский шрифт
Символы арабского алфавита, используемые для набора текста на арабском, персидском, афганском и некоторых других языках народов Азии. Арабский алфавит состоит из 26 согласных букв; гласные обозначаются различными комбинациями точек и черточек над или под согласными буквами. Арабский текст содержит до 100 литер различного начертания; набор с использованием арабского шрифта проводят справа налево; в наборе отсутствуют прописные буквы, знаки препинания и переноса (перенос не допускается).

Армированная бумага, армированный картон
Бумага, картон, упрочненные тканью или нитями в процессе отлива и прессования во влажном состоянии, а также путем склеивания.

Архитектоника издания
Общее построение издания, представляющее собой объемно-пространственное выражение логического соподчинения всех текстовых и изобразительных эле­ментов издания.

Архитектоника книги
Визуальная, выраженная в художественном оформлении издания, логически-смысловая структура текста. Архитектоника свойственна любому художественному произведению, она выражается в логической соподчиненности его частей. Архитектоника книги проявляется прежде всего в рубрикации: более важное по смыслу должно быть и более заметным зрительно. В результате логическая соподчиненность текстовых блоков обретает ритмическо-пространственную форму. Для этого используются: титул, шмуцтитул, спусковые полосы, иллюстрации (заставки, концовки и пр.), а также титульные и текстовые шрифты.

Ассюре
(От фр. assurer – страховать) Типографская линейка из 5-6 параллельных тонких горизонтальных прямых или волнистых линий, применяется в акциденции, в бланках (для строк, где требуется вписать денежную сумму, т.к. затрудняет подделки).

Астерикс
(От греч. asteriskos – звездочка) Знак сноски и выноски.

Астериск
• Употребляемый в письме знак в виде звездочки. При помощи астериска обозначают сноску или примечание. Три астериска, расположенные в ряд или образующие треугольник, используются для разделения стихотворений или частей произведения;
• Звездочка (знак сноски).

Атлас
• Название специальных альбомов, в которых собраны в систематизированном виде и снабжены пояснительным текстом географические или астрономические карты, схемы или анатомические рисунки людей, животных и пр.: географический атлас, атлас звездного неба, анатомический атлас и т.п.
• Атлас.
• Формат писчей бумаги 66x83,8 см; формат чертежной бумаги 66x86,4 см.

Атлас цветов
Систематизированный комплект (набор) разнообразных образцов – цветных эталонов. Предназначен для определения оттенков цвета предметов посредством визуального сравнения их цвета с эталонным из атласа цветов в условиях одинакового освещения. Оценка цвета и оттенка предмета сводится к подбору в атласе близкого к нему образца. Атлас используется при цветовой коррекции и при выборе смесевой печатной краски для обложки, форзаца, рекламных изданий при их подготовке к печати. В России используются атласы цветов PANTONE® и «Радуга»*.

*в подавляющем большинстве – PANTONE®. – Прим. ред.

Афиша
Одностороннее листовое издание рекламного содержания, обычно крупноформатное, оповещающее о публичном мероприятии и предназначенное для расклейки.

Афишные шрифты
Шрифты очень крупных кеглей (более двух квадратов), употребляемые при оформлении афиш и плакатов.

Ахроматическая гамма
Белый и все градации серого цвета (от самого светлого до черного).

Ахроматический синтез
см. Минимизация цветных красок.

Ацетилированная бумага
Бумага, подвергшаяся частичному ацетилированию (воздействию уксусного ангидрида в парофазной среде) для придания ей повышенной гидрофобности и термостойкости.


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Оглавление